МБУ "МЦЕНСКАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ.И.С.ТУРГЕНЕВА"
ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КВЕСТ-ИГРА
«ПРОГУЛКА С ГЕНИЕМ»
(для детей среднего школьного возраста)
Цель: развивать у юных читателей познавательный интерес к жизни и творчеству писателя
Задачи:
- углубить представления учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева.
- обобщить и закрепить общие сведения учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева;
- воспитать у читателя любовь к книге, умение работать в команде.
- познакомить ребят с лексикой 19 века.
Действующие лица: 2 ведущих: Библиотекарь, мадам Ля Бук; Чтец.
Выходит 1 ведущий – библиотекарь:
Библиотекарь: Добрый день, дорогие друзья! Мы очень рады вас видеть в стенах нашей библиотеки. Эта встреча не случайна, т.к. в ноябре исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя, нашего земляка И. С.Тургенева.
В рамках этой знаменательной даты мы предлагаем вам принять участие в познавательной квест-игре «Прогулка с гением». (слайд 1) В течение всего года вы много читали, узнавали новое о жизни Ивана Сергеевича, кто-то заново перечитывал уже знакомые произведения писателя, а кто-то впервые открыл для себя талант гениального земляка. Мы надеемся, что наша квест-игра поможет укрепить ваши знания о писателе и сподвигнет на новое, более глубокое изучение жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева.
(Звучит музыка Вивальди «Времена года. Лето.»)
(Библиотекарь садится у компьютера.
Выходит Мадам ля Бук в наряде, стилизованном под 19 век).
Мадам Ля Бук: Здравствуйте, милостивые господа и дамы.Меня зовут Мадам ля Бук, и я сегодня буду вашей ведущей и помощницей. Вашему вниманию будут предложены станции, которые необходимо пройти для разгадывания квеста. В финале мероприятия нужно будет найти спрятанное завещание Тургенева потомкам.
Итак, отправляемся в путь. Вас ждут познавательные задания. Я объявляю первую станцию нашего путешествия «Пленительный образ».
Первая Станция - «Пленительный образ». (слайд 2)
Библиотекарь: Термин «тургеневская девушка» известен даже тем, кто никогда не читал его произведений. Мадам ля Бук, давайте узнаем у ребят, что в их представлении значит выражение «тургеневская девушка». (Ответы ребят)
Мадам Ля Бук:Благодарствуйте, очень недурно - многие из вас правильно ответили. «Тургеневская девушка» - Это образ чистой, скромной девушки, способной на бескорыстную любовь. Такая девушка может сочетать в себе ранимость и одновременно твердость характера, она может быть мечтательной и одновременно целеустремленной. Тургеневская девушка способна на жертвенность. Она часто замкнутая, но вместе с тем у неё богатый внутренний мир. Есть мнение что "тургеневская девушка" - это вообще образ русской женщины.
Библиотекарь: (СПРАВКА) К вашим словам хотелось бы добавить, что в русской поэзии черты тургеневской девушки были воспеты и ярко обозначены Н.Гумилевым:
Чтец:
Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно–осеннего
От аллеи, где кружат листы.
Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете <…> [
А К.Бальмонт писал так:
Чтец: И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой, –
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна –
Собралися воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты, –
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты<…>
Мадам ля Бук: Ребята, я полагаю, мы достаточно напомнили вам о пленительном тургеневском образе. А посему – внимание, задание! К вашим услугам – фотографии женских костюмов. Предлагаю вам выбрать из предложенных нарядов образ, соответствующий образу «тургеневской девушки». Будьте внимательны - среди шаблонов могут быть детали одежды разных эпох.
См. приложение №1
Мадам Ля Бук оценивает работу ребят.
Ля Бук: Молодцы! Вы справились с первым заданием.
Станция «Географическая». (слайд 3)
Мадам ля Бук: Все знают, что Иван Тургенев подолгу жил вне России. Поэтому следующая наша станция «Географическая». На глобусе необходимо найти страны, куда любил ездить Иван Сергеевич. А чтобы найти глобус, предлагаю вам следующее задание. Глобус находится там, где в библиотеке живет Тургенев. (Глобус ставим за выставку о Тургеневе).
Ребята ищут глобус.
Мадам ля Бук:Сделайте одолжение, назовите и покажите мне эти страны. Сharmant! Вы справились и с этим заданием. Ответ: Франция, Германия.
Обращается к библиотекарю. Уважаемая Имя…, дополните ответ ребят.
Библиотекарь: (Справка) Слайд 4. Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Где был установлен памятник Тургеневу. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Слайд 5 Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. ... Биография Тургенева свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине.
Станция «По следам «Записок охотника»». (слайд 6 )
Библиотекарь: (СПРАВКА)История создания "Записок охотника" Ивана Сергеевича Тургенева началась с публикации "пустячка", которому и сам автор, и издатели журнала "Современник" не придавали особого значения: в 1847 году в разделе "Смесь" среди заметок на хозяйственные темы был напечатан рассказ "Хорь и Калиныч", получивший неожиданный успех. Иван Панаев как редактор добавил к рассказу подзаголовок "Из записок охотника". Так появилось одно из самых известнейших произведений русской литературы, образец русской классической прозы. В 1852 году очерки вышли под общим названием, под которым стали известны не только в России, но и в Европе. Большинство из них были написаны Тургеневым за границей, он говорил, что ему необходимо было уехать подальше, чтобы оттуда напасть на главного врага - крепостное право. По свидетельству очевидцев, "Записки охотника" произвели сильнейшее впечатление на наследника престола, будущего освободителя крестьян императора Александра II.
Мадам ля Бук: (Обращается к библиотекарю)Спасибо…Имя.
Мадам ЛЯ Бук: (Звуки лесных обитателей – перепела, кукушка, рябчик…Макет костра, следы с вопросами, ветки, игрушечная собака, ружье) Как изволите видеть, мы оказались с вами на охотничьей тропе. Сделайте одолжение, подходите ко мне по одному желающему «охотнику». Подготовлена импровизированная охотничья тропа). Ребята подходят, отгадывают след. А мадам Ля Бук зачитывает вопрос.
1.Сколько мальчиков увидел охотник у костра в рассказе “Бежин луг”? Назовите их имена. (Федя, Павлуша, Костя, Ильюша, Ваня)
2. Как звали собаку охотника в рассказе “Бежин луг”? (Дианка)
3. Сколько рассказов в «Записках охотника»? (25 рассказов)
4. Кто не кормил свою собаку, считая что «пёс – животное умное, сам найдёт себе пропитание» (Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха).
5. Кто эти герои? «…вошёл в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал он для своего друга…» (Калиныч, Хорь).
6. Какой лесник пожалел бедного крестьянина, рубившего барский лес, и отпустил его? (Бирюк)
7. Чье состояние перед исполнением песни передает Тургенев такими словами:
" Он был в большом волнении: мигал глазами, нервно дышал, руки его дрожали как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием". (Яшка-Турок, рассказ «Певцы»)..
Станция «Сказочная». (слайд 7)
Мадам ля Бук: Милостивые отроки, а сейчас станция «Сказочная». На подносе у меня не простые конфеты, а литературные. На фантиках – фраза из сказок Тургенева, которые необходимо угадать.
(Ребята подходят, берут конфету внутри фантика – вопрос. Конфету съедают, на вопрос – отвечают.)
1.Вдруг Трезор сделал стойку; отец мой закричал: «Пиль!» — и из-под самого носа Трезора вскочила перепёлка — и полетела. («Перепелка»)
2.И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь. (Голуби)
3. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. (Воробей)
4.Мальчик недаром проглотил эту каплю - он стал знать все, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма, и не только излечил своих родителей,- стал могуществен, богат, и слава о нем далеко прошла по свету. (Капля жизни)
5.У нас был сосед, человек уже немолодой, одинокий, но очень веселый, разговорчивый, любивший рассказывать истории одну удивительнее другой. Он собирал нас, молодых людей, в кружок и принимался за свои небылицы. (Степовик)
6. Лягушка открыла рот т – плюх! – упала в болото. Она и вправду не расшиблась, но болото было таким грязным и лягушка так струсила, что из зеленой стала совсем желтой.…(Сказка о серебряной птице и желтой лягушке)
7.«-Что я вижу! -воскликнула старуха с удивлением.- У нее изо рта валятся жемчуга и алмазы» Откуда тебе эта благодать пришла, дочь моя?» (Волшебница)
8.«Жили-были два мальчика – два брата. Один из них был самоуверен и нерассудителен, другой- рассудительно-мнителен. (Самознайка)
9.«Так сильно было ее любопытство, что не сообразив того, как невежливо оставлять гостей, она вдруг бросилась вниз по потайной лестнице, чуть шею себе не сломала». (Синяя Борода)
Мадам ля Бук оценивает ответы ребят.
Библиотекарь: - Мадам ля Бук, наши ребята большие молодцы. У меня для них и по этому вопросу есть информация.
(СПРАВКА) Любовь к сказке родилась у Тургенева ещё в детстве. Именно впечатления детства впоследствии лягут в основу творчества, адресованного его младшим современникам. Запомнились Ивану Тургеневу приезды в дом самого русского поэта В. А. Жуковского,(Слайд 8) который представал перед ним на домашней сцене в роли волшебника в длинном плаще и в колпаке с золотыми звёздами. Как чудо являлись Ване сказочные персонажи из старинных рассказов про колдунов, разбойников, оборотней. Вероятно, сказки рассказывала и почитаемая в доме Тургеневых няня Наталья Васильевна.
Известно, что в библиотеке Тургеневых сохранилось издание сказок народов мира на французском языке. Маленького Ваню особенно притягивала «библиотечная». В ней хранились груды книг!
Интересен факт, связанный с так называемой Голубой тетрадью Варвары Петровны, (Слайд 9) матери Тургенева. В записи этого дневника, обращённой к детям, отмечено: «Сказку сказать». Толковать эту краткую запись можно по-разному: либо дети, братья Иван и Николай, должны были пересказать услышанную от няни или прочитанную самостоятельно сказку, либо мать желала, чтобы сыновья сочинили что-нибудь своё. А может быть, речь шла о любимом Пушкине и его сказочной поэме «Руслан и Людмила»? Можно гадать, но ясно одно: книгу в доме Тургеневых любили, и сказки занимали там особое место.
Станция «Литературные сплетни».
Библиотекарь: (обращается к Мадам ля Бук и ребятам ) А вы знаете, что Тургенев обладал прекрасным баритоном, и его пением заслушивались друзья?
Ля Бук отвечает: Нет, многоуважаемая ….имя, это было совсем не так. У Тургенева совершенно не было никаких музыкальных и вокальных способностей.У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Хотя в одном вы правы - он очень любил петь, хотя музыкальным слухом не обладал. Писемский называл Тургенева «ласковым гигантом, с глазами умирающей газели».
А сплетен вокруг любого писателя всегда много. На следующей станции нам предстоит разобраться, где правда, а где ложь. Итак, станция «Литературные сплетни» (слайд 10). Необходимо догадаться, что было и чего не было в жизни и произведениях Тургенева (или в его биографии)
1.И. С. Тургенев появился на свет 28 октября или (9 ноября) 1818 года (верно и то и то, по старому и новому стилю)Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября по новому стилю) 1818 года в Орле, в роду зажиточных дворян.
2.Тургенев любил вкусную еду и редко отказывал себе в подобных удовольствиях.
(верно)
Библиотекарь: В жизни и творчестве Тургенева обед, или более расширенно – еда занимает одно из центральных мест. Тургенев любил и умел хорошо поесть. Достаточно напомнить, что его ссора с Толстым, чуть было не закончившаяся дуэлью двух классиков, происходит за завтраком у Фета. Герои Тургенева философствуют и ведут нескончаемые беседы, опять-таки большей частью за столом.
3.Тургенев очень любил путешествовать (да)
Библиотекарь: За детские годы Тургеневу удалось объехать всю Западную Европу.
С 1838 по 1841 год Тургенев путешествует по Европе, он посещает Италию, Германию, Австрию. К середине 1870-х Иван Сергеевич Тургенев считался одним из самых читаемых и известных русских писателей в европейском культурном обществе:
5. Мать писателя была простой необразованной женщиной. ( Нет).
Мать Ивана Сергеевича —женщина своенравная, властная, жестокая по отношению к крепостным. В то же время Варвара Петровна была умной и достаточно образованной. Не получив систематического образования, Варвара Петровна тем не менее хорошо разбиралась в искусствах, общалась с лучшими представителями русской культуры того времени. А это был «золотой век» русской поэзии, когда творили Пушкин, Баратынский, Жуковский! Хотя до конца своих дней Варвара Петровна писала против всяких правил, ее язык отличался образностью и энергией. Так что литературный талант ее сына возник не на «пустом месте».
6. В 23 года Тургенев стал магистром философских наук. (правда)
Библиотекарь: А известно ли вам, что ещё в отрочестве будущий писатель отличался незаурядными способностями. Известно, что в Московский университет он поступил в достаточно юном возрасте – 14 лет. Буквально через четыре года, в 18 лет он стал кандидатом, а в 23 – магистром философских наук.
Библиотекарь:Росту он был почти огромного, широкоплечий; глаза глубокие, задумчивые, темно-серые; волосы были у него тогда темные, густые, как помнится, несколько курчавые, с небольшой проседью; улыбка обворожительная, профиль немного груб и резок, но резок барски и прекрасно. Руки как следует красивые. "
К.Н.Леонтьев
9.Любимое варенье писателя было малиновое. (нет)
Библиотекарь:С детства обожал крыжовниковое варенье Иван Сергеевич Тургенев. Именно его он упоминает в своем знаменитом романе "Отцы и дети": "... на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зелёным светом; на бумажных их крышках сама
Фенечка написала крупными буквами: "кружовник"; Николай Петрович любил особенно это варенье".
Библиотекарь: Воспоминания И.С.Тургенева: «Ростом в 15 лет я был не выше семилетнего, затем совершилась удивительная перемена после 15 лет. Я заболел. Со мною сделалась страшная слабость во всем теле, лишился сна, ничего не ел, и когда выздоровел, то сразу вырос чуть ли не на целый аршин…»
Станция «Тургеневские пазлы» (слайд 7)
Мадам Ля Бук: Ребята, следующая станция «Тургеневские пазлы». Предлагаю вам собрать пазл иллюстрации к произведению Тургенева «Муму».
См. Приложение №2.
Библиотекарь: Рассказ "Муму" был опубликован спустя 2 года после написания. Тургеневу пришлось преодолеть немало препятствий, чтобы рассказ вышел в печать.
Материалом для написания рассказа послужили личные воспоминания Тургенева. Главные герои в произведении имели свои прототипы в реальной жизни. Центральная тема – беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы. ... РассказТургенева «Муму» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.
Мадам ля Бук: Милостивые дамы и господа, я вижу, что вы любите и знаете творчество своего любимого земляка.
Наш квест заканчивается. А заключительным заданием будет поиск завещания Тургенева потомкам. которое надо найти. Подсказка прячется в загадке
Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как...
Ответ: Портрет
(под портретом И.С.Тургенева спрятано завещание писателя).
Завещание Тургенева (слайд 8)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
.
Дорогие участники квеста, мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс « Тургеневская открытка». (слайд 9)
Участникам раздают кружевные платочки и атласные ленточки.
Уважаемые участники, поздравляем вас, вы успешно прошли все этапы квест-игры! И выполнили задания на «отлично».
Для нас великий писатель навсегда останется певцом России, любви и русской природы. Ещё не раз, обращаясь к его произведениям , мы будем черпать для себя мудрое, доброе и праведное из этого живительного источника бытия, каким является творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
(Слайд 10)
В финале нашего мероприятия мы отправляемся с вами на Сладкую станцию, где сможем попробовать несколько видов варенья и угадать, какое же больше всего любил писатель (крыжовник).
ЧАЕПИТИЕ.
Список литературы
1. Л.А .Балыкова Тургенев И.С. Сказки. Стихи и сказки для детей.- Орел.: ООО Издательский Дом «ОРЛИК», 2005.- 96 с.
2. Живые страницы: И.С. Тургенев. Молодые годы. Начало творческого пути. В воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах.- М.: Дет. Лит., 1980.- 144 с.
3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm.
4. А . Полынкин Тургенев и вокруг него. – Орел.: «Картуш», 2017 – 160 с.
5. Тургенев И.С. Записки охотника. – М.: Худож.лит., 1984. – 254
Детская районная библиотека
МБУ "ЦБС Мценского района"
Орловская область, г. Мценск,
ул. Ленина д. 9.